курс истории казахстана НИКУЛИН С.В.Ногайская орда

   вернуться к списку тем книги НИКУЛИН С.В. школьный курс Истории
 
Ногайская орда
После распада Золотой Орды и ослабления Белой на северо-западе Казахстана была образована Ногайская Орда. Она находилась между Волгой и Уралом, ее столица - арайчик на Урале, основанный в X веке. В Сарайчике в XIV веке было более 100 тысяч жителей. Во время правления хана Касыма (начало XVI века) Сарайчик был столицей Казахского ханства. В 1580 году город был захвачен и разрушен казаками. Название Орды происходит от имени военачальника Золотой Орды Ногая. Ногой был начальником у пяти ханов Золотой Орды. Составлявшее большинство воинов Ногая племя мангытов называло свой улус Мангытским юртом. Основателем Ногайской орды считается сын Ногая Едыге. При Едыге Ногайская Орда начала обособляться от Орды, при сыне Едыге Hyp ад-дине стала самостоятельным государством, отделилось от Золотой Орды. Едыге, не имевший права на ханский титул, был многие годы фактическим правителем Золотой Орды. Управляя Золотой Ордой, Едыге носил титул "беклар-беги" имел неограниченную власть. Среди мангытского народа появился эпос об Едыге. Административную власть в обществе осуществляли беки, мырзы, султаны и баи. Она правили аулами, утесами (наделами), улысами (крупными территориальными владениями). Власть в Орде передавалась по наследству. Мырза - правитель аула беспрекословно подчинялся правителю улыса. В его обязанности входили сбор налогов выставление определенного числа воинов для военных походов.
В 90-е годы XIV века Едыге вел войну с Тохтамыш ханом за господство в Золотой Орде и в целях расширения границ Ногайской Орды. Едыге в течение 15 лет правил Ордой (1396-1411 гг.). При его правлении владения Ногайской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности. По письменным источникам, ногаи в середине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи. захватывали города. В 1446 году мангыт Уакас бий правил городом Узгенд.
В начале XVI века в Ногайской Орде начался упадок. В 1550-х годах после присоединения Казанского. Астраханского ханств к России. Ногайская Орда распалась на несколько владении, часть ногайского населения вошла в состав Младшего жуза казахов.
В начале XVII века Ногайская Орда стала зависима от Крымского ханства и турецких султанов. В конце XVIII века после падения Крымского ханства царское правительство стало преследовать ногайцев. Уцелевшие переселились в Турцию. на Северный Кавказ, на земли Казахстана.
Основу населения Ногайской Орды составляло племя мангытов. Это государственное объединение было создано не на этнической основе, а как политическое образование. Племена населявшие Орду, сыграли важную роль в этническом формирования казахского народа Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами» ногаев и казахов которые при первом казахском хане Жаныбеке жили в дружественных отношениях. Позднее часть племен, входивших в Ногайскую Орду, вошла в состав Младшего жуза казахов.
Западная Сибирь
На племена Западной Сибири значительное влияние оказали кыпчаки. В объединении тюркоязычных племен Западной Сибири главенствующую роль играли кереи.
После монгольского нашествия Западная Сибирь вошла в состав улуса Джучи и принадлежала династии Шайбанидов, хотя управление было оставлено в руках тюркской династии тайбугинцев. Как дань уважения Чингисхану Тайбуга хан переименовал столицу Тура в город Чинги-Тура или Чимги-Тура (ныне город Тюмень).
Потерпев в 1398 году поражение от Едыге, захватившего власть в Золотой Орде Тохтамыш бежал в Сибирь, здесь он правил уделом. После смерти Тохтамыш тайбугинцы признали власть Едыге.
В 1428 году Абулхаир хан совершил завоевательный поход и присоединил Западную Сибирь к своему ханству. После смерти Абулхаира в 1468 году большая часть территорию Западной Сибири перешла к Шайбаниду Ибак хану, противнику Абулхаира.
Ибак, заключив союз с Жаныбеком и Кереем, убил преемника Абулхаира Шайх-Хайд ара и стал единоличным правителем в Чинги-Туре.
Основным ядром Сибирского ханства были земли по среднему течению Иртыша. Тары. Тобола и Туры, где жило тюркоязычное население. В 1481 и 1483 годах Ибак хан посылал в Русское государство посольства заключил с Иваном III договор о дружбе и союзе, установил торговые отношения. В 1495 году Ибак хан был убит тайбугинцем Мухаммедом.
Кроме кыпчаков - ядра тюркоязычных племен Западной Сибири, здесь жили и другие родственные племена Вдоль течения Среднего Иртыша Тобола Ишима и Туры главенствующую роль играли кереи.
Ханство Абулхаира
После распада Белой Орды в 1428 году ханом избрали Абулхаира - потомка Шайбами хана, пятого сына Джучи. Шайбани участвовал в походе Багу в Восточную Европу, за безупречную службу Багу выделил в управление Шайбани земли и племена найманов, буйруков и карлуков. На этих землях был создан улус Шайбани. Абулхаир воспитывался у хана Жумандыка. Во время похода на мангытов 16-летний Абулхаир попал в плен, но по решению мангытских биев его освободили из плена Абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет избрали ханом.
Письменные источники называют ханство Абулхаира «Узбекский улус», «Узбекское ханство» «Улус Шайбани» и «Улус Абулхаира». Так как территория была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и Кыпчакским ханством. Ханство Абулхаира существовало с 1428 по 1468 год. Территория его простиралась от Урала до Балхаша, от нижнего течения Сырдарьи до Тобола и Иртыша.
В избрании Абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. В летописи «Девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в состав ханства Абулха-ира входили 92 рода и племени. Арабский историк Рузбихан Исфахаш свидетельствовал, в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи.
Первым шагом Абулхаира являлось усмирение своих противников - хана Махмуд-Ходжи и мангытского эмира Уакас-бия. Наибольших усилий потребовало от Абулхаира покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау, которыми правили потомки хана Барака - султаны Жаныбек и Керей.
После победы в 1431 году в местности Икри-Туп в низовье Сырдарьи Абулхаир подчинил себе бывшую ставку хана Багу - город Орда-Базар, превратив его в свою столицу. До этого столицей являлся город Тура. После победы 1446 году у Атбасара он захватил города Сыгнак, Сузак, Аккорган, Узгенд, имевшие важное экономическое значение. Теперь столицей он сделал город Сыгнак, расположенный на пересечении торговых путей между Средней Азией и Дешт-и-Кыпчаком. Абулхаир совершал завоевательные походы в Жетысу против Могульского ханства, в 1446 году захватил Самарканд.
Около 1456-57 годов Абулхаир, потерпев сокрушительное поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ Сыгнака, покинул свои владения и ушел в Дешт-и-Кыпчак. Причины поражения заключались во внутренней слабости государства, в постоянных династийных распрях и междоусобицах между представителями знати. Абулхаир установил жесткое военное правление.
 
Абулхаир решил покарать султанов Керея и Жаныбека, которые, не желая подчи­няться ему, переселились в Жетысу, в Могульское ханство. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. В местности Аккыстау близ Алматы он умер. С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась.
Государственно-административное устройство белой орды, могулисгана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды
 
Социальная структура была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы - чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди родов и племен - эмиры, беки, бии и баи.
Во главе государства стоял великий хан. Власть передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, эмиры беки, бии. Советниками хана являлись везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год в летнее время.
В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали эмирами, в Ногайской Орде - мурзами. Титул «бек» присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бия присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).
В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако эти законы созданные применительно к кочевому скотоводству, были непригодны для народов живших оседло, и поэтому в этих районах вышли из употребления.
После монгольского нашествия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи.
Завоеванные земли со всем населением Чингисхан разделил между сыновьями. Эти земли назывались «инджу», что означало «приданое». Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Чагатайского государства - в долинах рек Чу и Талас.
 
Существовало четыре вида собственности на землю:
1) государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам);
2) земли инджу потомков Чингисхана;
3) вакуфные земли (мечетей и служителей);
4) земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. Существовали и такие виды собственности на землю, как «икта» и «союргаль». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству.
 
Налоги и трудовые повинности иногда заменяли налогом тагар для снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного надела собирали налог калан. Кочевники платили зякет со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население платло харадж. баж. Налог капшуыр взимался с кочевных скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов появились после нашествия монголов и в XIII-XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства.
Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота платили дань в виде согыма (мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими конями, оружием.
С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они превращались в отдельные улусы. Понятие "улус" использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.
В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки в решении вопросов возведения на ханский трон, командования армией установления дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи - воспитатели наследников хана. В Могульском ханстве наибы были советниками несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце занимал место соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники - титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Даруги - правители, ханские наместники в городе местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за порядком.
Экономическое положение Казахстана в XIV-XV веках
После монгольского нашествия сельское хозяйство и городская культура начали возрождаться в конце XIII века.
На территории Казахстана развивались три типа скотоводства: оседлое. полукочевое и кочевое. В Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось и земледелие (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство.
Земледелие развивалось на юге и юго-востоке Казахстана со времен саков и уйсунов. Регион Туркестана был центром развитого земледелия. О наличии арыков, с помощью которых орошались поля, говорится в вакуфной грамоте Тимура. Крупными очагами земледелия являлись районы Жетысу. Особенно на юго-западе этого региона под Таразом развивалось поливное земледелие. Зона бывшего города Талхир (Талгар) являлась его центром.
Монгольское нашествие повлекло катастрофические последствия для городской культуры. В письменных источниках сообщалось об опустошенных городах в Жетысу. Археологические раскопки показали, что в конце XIII - начале XIV веков городская культура в долине реки Или совершенно исчезла, а на берегах рек Талас и Чу она вновь начала возрождаться.
В 1269 году на берегах реки Талас состоялся курултай, запретивший собирать налоги с городского населения свыше установленной нормы.
Особое развитие города получили в период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Еркена. Мубарака и Чимтая. Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла ее столица - город Сыгнак.
Однако городская жизнь уже не могла подняться до того высокого уровня, на котором находилась до монгольского нашествия. Наоборот, в первой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.
Одной из главных отраслей ремесла было гончарное дело. Со второй половины XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло. Остатки кирпичеобжигательных мастерских найдены в Отраре и Сарайчике. Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело. В Отраре и Туркестане найдены зеркала и светильники из бронзы.
Большой интерес представляет найденный в районе города Отраре клад серебряных вещей, эти изделия свидетельствуют о высоком развитии у кыпчаков ювелирного ремесла. Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI веков, с конца XIII века вновь стало развиваться.
СЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ
На территории Казахстана в эпоху бронзы (II - начало I тыс. до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа По мнению антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников -андроновцев, особенно уйсунов.
С вторжением гуннских племен среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв. н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычными племенами.
Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования Казахской народности, резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских племен усилилась монголоидность антропологического облика. На казахской земле появились новые племена конратов, жал аиров, мангытов и барласов. Сложение казахской народности было брошено на 150-200 лет. Этнополитической общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племен.
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называй и могулами. Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего казахского народа, ос-новным ядром которого являлись уйсуны. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, поэтому часто вместо названия "уйсуны" письменных источниках употребляли «дулаты».
В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным.
В состав казахской народности вошли две этнические группы двух этнических территорий: союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахсгана племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Деште-и-Кыпчаке. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках означало людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем. В середине XIII века был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец» Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV века это слою начинает приобретать этническое значение. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные - казахи.
Слово «алаш», вероятно, появилось в IХ-Х веках. Оно являлось боевым кличем казахов. В районе Жезказгана обнаружена ставка Алаша хана, у реки Каракенгир - его мавзолей, построенный в X-XI веках, позднее достроен в XIV-XV веках. Считается, что разделение на три жуза произошло в Х-ХII веках.

Дата: 2012-03-26 Просмотров: 7382 Загрузок: 8 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: