курс истории казахстана НИКУЛИН С.В.Тюргешский каганат (704-756 гг.)

   вернуться к списку тем книги НИКУЛИН С.В. школьный курс Истории
 
В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагш разделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгит на берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат был разделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. После смерти Угилыка в 706 году в борьбе за власть с восточнотюркским каганом. Капаганом к власти пришел каган Сулу (715-738 гг.). каганат стал усиливаться, в междоусобной борьбе победу одержали черные тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). Кагану Сулу пришлось вести борьбу на трех направлениях. На западе - арабы, с востока-Китай, и Восточнотюркскии каганат. Сулу в 717 году посетил Тайскую империю, женил своего сына на дочери восточно-тюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над арабами. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым», почти во всех сражениях он принимал участие и часто одерживал победу. Полководец Кули Шор в 720-721 годах изгнал арабов с территории Согдианы. После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Kyrmuap. Из-за двадцатилетней борьбы между желтыми и черными тюргешами каганат ослаб В 748 году китайцы захватили город Суяб и Шаш (Ташкент). Сын эмира Шаша запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. В 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть, междоусобная борьба усилилась. Вожди карлукских племен в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть. Хозяйство тюргешей было основано на кочевом и полукочевом скотоводству. Пастбищными лугами и водными источниками владели представители знати. Заметно развитие получила торговля, через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Тюргешские монеты чеканились в 704-766 годах в Таразе. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках. Ученый востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось. Согдийцы - это ираноязычная народность Средней Азии и Южного Казахстана. В V-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата Китайский путешественник Сюань Цзянь. посетивший в начале VII века Жетысу, писал, что половина жителей Согда занимается земледелием, другая - торговлей. Переселение согдийцев оставило заметны след в истории развития земледельческой и городской культуры Жетысу.
Карлукский каганат (756-940 гг.)
 
Сведения о кар луках встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. А китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками. Тюркский историк аль-Марвази (XII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен. Основные места расселения карлуков - предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Письмена Культегина свидетельствуют о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин переселения в Жетысу явилось поражение от Уйгурского каганата. Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году создали свое государство. Столицей был город Суяб. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию. расширив свои границы на восток. В начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата Борьба длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После победы Бильге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом. С целью распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб и Тараз, где была построена мечеть. Каган Огулшак временно перебрался в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун. Руководили борьбой с Саманидами сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана - Базар Арслан и Огулшак. Сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Воспользовавшись тяжелым положе­нием в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана Сагпук Богра-хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое при­нятие кар луками ислама Богра-хан является основателем государства Караханидов. Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался. Неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия». Большое влияние на материальную культуру карлуков оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата У карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния - балбалы на могилах предков. Найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются «Наставления кагана Бумыня» Иолыг-тегина «Письмена Культегина» и «Тоньюкок», свидетельствуют, что в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский. А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V в. до н.э., что подтверждается чашей с надписью из Иссыкского кургана. Письмена Иолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.
 

Дата: 2012-03-26 Просмотров: 7133 Загрузок: 2 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: