курс истории казахстана НИКУЛИН С.В.Сарматы

   вернуться к списку тем книги НИКУЛИН С.В. школьный курс Истории
 
Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н.э. Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане, в долинах Урала, Илека,Эмбы. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э., когда сарматы начали распространять власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. Сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. Во II веке до н.э. савроматы дошли до Северного Причерноморья. О них оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Стерший, Полибий. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Сав­роматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев), саков-массагетов. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), из дайского племени апарн, завоевал часть Парфии и Гиркании, основал династию Аршакидов. По некоторым гипотезам, дай являются предками адаев - одного из племен Младшего жуза На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море называли «Гирканское», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Резкое уменьшение численности сарматов в III в. до н.э. -I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Это вынудило савромаго-сарматов присоедиениться к гуннам. При раскопках археологических памятников Устюрта - Байте, Терен - найдены погребения людей, каменные жертвеники, 30-40 каменных столбов с антропоморфными изображениями (идолы). Даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. В сарматском обществе женщины были равны в правах с мужчинами, входили в военное сообщество племени. Военная Демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием.
Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савро матов является могильник Сынтас, в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках позднесарматского могильника Аралтобе в Атырауской области были раскопаны 3 кургана.
РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
В истории нашей страны век железа делится на 2 периода: ранний железный век охватывает период с VIII в. до н.э. по Ш в. до н.э.. а поздний железный век - с III в. до н.э. по VI в. н.э. На территории Казахстана можно отметить три региона, сильно отличавшихся между собой. Саки, уйсуны и кангюи жили в Южном Казахстане. Здесь они наряду со скотоводством занимались поливным земледелием. Западный Казахстан был населен сарматами. Природные условия здесь не позволяли заниматься земледелием. В Северном, Восточном, Центральном Казахстане жили аргиппеи, исседоны и аримаспы. Этот регион отличался крайне суровой зимой. Исторически эти три региона составили позднее основу для образования трех казахских жузов. На территории Жетысу и Южного Казахстана возникает Старший жуз, на землях Северного, Восточного и Центрального Казахстана - Средний жуз, а в Западном Казахстане образовался Младший жуз.
Центральный Казахстан
В трудах Геродота упоминаются аргиппеи и исседоны. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Они играли роль маяка в степи и определяют стороны света. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре (по местности Тасмола в Павлодарской области, где впервые был раскопан курган). В ню имеются два захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. В восточном направлении отходят 2 ответвления из камней - «усов» (от 10 до 30 метров) Археолог К.Л.Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам Курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.
Северный Казахстан
 
Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
Восточный Казахстан.
 
По сообщению Геродота, восточнее аргиппеев жили исседоны и дальше в горах аримаспы, «стерегущие золото». В Восточном Казахстане имеются грандиозные царские курганы, место наибольшего их скопления - Шиликтинская долина где обнаружен 51 курган. В 1960 году был исследован самый большой из них - «Золотой курган», возведенный в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят - «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское погребение VIII века до н.э., находится в кургане Шиликтинском №1. Он был открыт профессором А.Т.Толеубаевым. Эта археологическая сенсация была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. Его захоронили в одежде, украшенной 4325 пластинами из золота в виде фигурок зверей. Самая интересная находка - пятиугольная золотая звезда с лучами из лазурита - символ власти. В Шиликтинском кургане № 5 было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с Берельским могильником в Катон-Карагайском районе из 40 курганов. В Большом Берельском кургае кроме захоронения человека, найдены останки 16 лошадей. В малых курганах Береля найдены захоронения людей в деревянных саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры - большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом.
Антропологический облик древних людей
Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М.Герасимов сделал реконструкцию внешнего вида андроновцев. Саки были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Внешний облик сарматов в Западном Казахстан сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М.Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты, причем у сакских женщин они были более заметны, чем у мужчин. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.

Дата: 2012-03-26 Просмотров: 8139 Загрузок: 6 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: