Скачать ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА НИКУЛИН С.В. Каменный век, палеолит (древнекаменный век), палеолит, мезолит, энеолит, железный век, саки, уйсуны

   вернуться к списку тем книги НИКУЛИН С.В. школьный курс Истории
 
КАМЕННЫЙ ВЕК
 
Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам.
 
Археологи делят каменный век на три периода: палеолит (древний каменный век) -2,5 млн -12 тысяч лег до н.э., мезолит (средний каменный век) - 12-5 тысяч лет до н.э., неолит (новокаменный век) - 5-3 тысячи лет до н.э. Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными орудиями труда Первые орудия труда человек изготавливал из камня, поэтому этот период назван «каменным веком».
ПАЛЕОЛИТ (ДРЕВНЕКАМЕННЫЙ ВЕК) 2,5 МЛН.-12 ТЫС. ДО Н.Э.
 
Самая продолжительная в истории человечества эпоха - палеолит или древнекаменный век. Палеолит продолжался с 2 млн. 500 тыс. лет до н.э. по 12 тыс. до н.э. Палеолит делится на верхний и нижний палеолит. Хронологические рамки нижнего палеолита - 2 млн.500 тыс. лет до н.э.- 40-35 тыс. лет до н.э., а верхнего палеолита - 40-12 тыс. до н.э. Некоторые ученые выделяют еще и средний палеолит - мустье (140-40 тыс. до н.э.).
Ранний (нижний) палеолит (2 млн. 500 тыс.-140 тыс. до н.э.)
 
Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития. Древнейшим человеком был австралопитек (2,6 млн. лет назад), остатки скелетов которого нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии.
 
Ученые назвали первого человека «человеком умелым», его останки были найдены в Африке, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тыс. лет назад. Одним из древнейших людей был питекантроп (1 млн лет назад), его скелет впервые был найден на острове Ява в 1891 году. Следующим был синантроп - «китайский человек», т.к. его останки найдены в Китае. Синантропы жили 200-500 тысяч лет назад. Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».
 
По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и из Сибири. Это произошло примерно миллион лет назад. Орудия труда найдены в долине реки Арыстанды в Жамбылской области и в горах Каратау в Южном Казахстане. Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.
 
Первыми жилищами древних людей были пещеры. Люди объединялись в человеческое стадо для совместной добычи пищи и защиты от зверей. Занимались собирательством и загонной охотой. Охотились на мамонтов, бизонов, маралов, диких лошадей.
 

Первое каменное орудие труда-рубило. Камень оббивали, откалывая от него куски с одной стороны, и получали острый зубчатый край. Археологи такое орудие труда назвали чоппер. Камень, у которого обработаны две стороны - чоппинг. Ручное рубило -массивное каменное орудие до 20 сантиметров в длину и весом более 1 кг.
 
В Южном Казахстане (хребет Каратау вблизи Жамбыла) археолог Х.А. Алпысбаев в 1958 г. нашел стоянки первобытного человека древнекаменного века
 
Самые древние из стоянок каменного века - Шакпаката на полуострове Мангистау, Арыстанды (Жамбылская обл.). Найденные там орудия труда относятся к нижнему палеолиту.
 
На местах стоянок были найдены рубила, зубила, бифасы, ножи, скребки, а также много различных наконечников. Бифас - примитивное каменное орудие, обработанное с обеих сторон. Наконечники изготавливались из отщепов, иногда их обрабатывали ретушью (заострение каменной заготовки посредством обработки ее краев мелкими зубчиками (наподобие пилы).
 
Скребки были продолговаты, остроконечны и представляли собой длинный прямоугольник. Они тоже обрабатывались ретушью. Археологи находят обработанные с двух сторон большие камни - нуклеусы. На стоянках Бориказган. Шабакты в Жамбылской области было найдено более 5000 каменных орудий труда - это рубила и остроконечники.
Средний палеолит (мустье, 140-40 тыс. до н.э.)
 
Древнего человека, жившего в среднем палеолите, т.е. 100-40 тыс. лет до н.э., ученые называют неандерталец. Это следующий за питекантропом и синантропом вид древнего человека. Его останки впервые были найдены в Германии в местности Неандерталь. Скелет неандертальского мальчика был найден в Узбекистане, в местечке Тешикташ.
 
Вначале люди использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Постепенно неандерталец научился добывать огонь, высекая искру камнем или трением деревянной палочки о кусок дерева Умерших хоронили по определенным правилам: клали покойного набок, руки под голову. Использовали красную краску - охру.
 
Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. На севере Евразии образовался гигантский ледник толщиной до двух километров. От холода людей спасали пещеры и огонь.
Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. до н.э.)
 
В период верхнего палеолита, 40-12 тысяч лет назад, начался новый этап развития человечества. 35-40 тысяч лет назад появился «человек разумный» - homo sapiens, т.е. человек современного вида. Впервые его останки были обнаружены в пещере Кро-Маньон во Франции. Поэтому «человека разумного» ученые назвали кроманьонец.
 
«Человек разумный» ходил прямо, владел членораздельной речью. В этот период древние люди начали развиваться духовно - появились наскальные рисунки, зарождаются религиозные представления.
 
Человеческое стадо превратилось в родовую общину - коллектив кровных родственников. Основные работы в родовой общине выполняли женщины: приготовление пищи, шитье одежды, собирательство и т.д. Все имели равные права. Общими для всех были земля, жилища, орудия труда. Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. Старейшины решали спорные вопросы, распределяли места для охоты, выпаса скота. Часто несколько родов объединялись между собой, во главе таких родовых объединений избирались вожди.
 

Обнаружены многочисленные стоянки - Шульбинка в Восточном Казахстане, на берегах реки Арыстанды в Южном Казахстане. Было найдено большое количество скребков, остроконечников, резцов, изготовленных 25 тысяч лет назад.
 
На стоянке Семизбугы в Центральном Казахстане обнаружены скребки прямой формы и изогнутые каменные ножи. Наиболее крупным памятником древнекаменного века в Центральном Казахстане является стоянка Батпак. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров. Возраст стоянки - 30-25 тысячелетий назад. Найдено более 300 древних орудий труда. Скребки, резцы, острия изготавливались из каменных отщепов.
МЕЗОЛИТ (СРЕДНЕКАМЕННЫЙ ВЕК, 12-5 ТЫС. ДО Н.Э.)
 
13 тысяч лет назад началось таяние ледника Под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа
 
В эпоху мезолита человек научился делать микролиты - мелкие каменные орудия, тонкие пластины длиной 1-2 сантиметра, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях.
 
Особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. Охота превратилась в основное занятие древних людей, в эпоху мезолита исчезли крупные животные - мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Лук позволял охотиться на мелкую дичь. Люди меняли места обитания, следуя за мигрировавшими животными. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал).
 
В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу р. Есиль (Ишим).
 

В 8 тыс. до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. В конце мезолита начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривания некоторых растений. Были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь, собака
 
Окрепла родовая община Роды объединялись в племена Возникло разделение труда между мужчинами и женщинами: мужчины занимались охотой, а женщины - собирательством.
 
Около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. Развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия. Появились мотыга, серп и зернотерка из камня. Из занятия охотой возникло скотоводство.
НЕОЛИТ (НОВОКАМЕННЫЙ ВЕК, 5-3 ТЫС. ДО Н.Э.)
 
Наивысшего уровня обработка камня достигла в период неолита, 5 тыс. лет до н.э.
 
В новокаменном веке древние люди стали заниматься ткачеством, шить одежду, покрывать керамическую посуду орнаментом. Был изобретен ткацкий станок. Еще одним крупным достижением эпохи неолита стало изготовление глиняной (керамической) посуды. Именно поэтому эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков».
 
Неолитические охотники постоянно передвигались за животными, и поэтому их поселения были временными. Обычно стоянки располагались по берегам рек и озер. Самые древние неолитические стоянки относятся к 5 тысячелетию до н.э. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахстане. Пеньки в Северном Казахстане. На стоянке Пеньки в большом количестве встречаются каменные рубила, плоские ножи, скребки из каменных пластин. В Северном Прибалхашье встречается очень много предметов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление костей животных - древние жители занимались скотоводством. Основным занятием оставалась охота
 
На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. В Приаралье были найдены наконечники копий, плоские ножи, наконечники стрел. В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, могильников. Стены могил укреплены каменными плитами. Хоронили головой на северо-запад, это говорит о вере в загробную жизнь.
 

В Восточном Казахстане часто встречаются мелкие каменные клинья. Они вставлялись в острие или лезвие составных орудий с деревянными или костяными
 
рукоятками.
 
Охота и собирательство используют готовые природные богатства, ничего не производя. Такое хозяйство называется присваивающим. В неолите люди перешли к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству. Это событие называют неолитической революцией. Теперь люди сами производили все необходимые для себя продукты, уменьшилась зависимость от природы. Стали заниматься и разработкой руд.
 
На неолитической стоянке Сексеул в Кызылординской области 80 % костей принадлежали овцам и коровам, т.е. преимущественно занимались скотоводством.
ЭНЕОЛИТ (МЕДНО-КАМЕННЫЙ ВЕК, 3000-2800 ЛЕТ ДО Н.Э.)
 
Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тысяч лет назад люди впервые научились выплавлять медь. Энеолит - время появления первых металлических изделий из меди, наряду с которыми продолжали употребляться и каменные орудия, т.к. медь - очень мягкий металл.
 
В эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда и главенствующим стал патриархальный род. Первым разделением труда было разделение земледелия и скотоводства.
 
На севере Казахстана обнаружено поселение энеолита Ботай. Поселение относится к 3-2 тыс. до н.э. и занимает 15 гектаров. Найдены остатки 158 жилищ, стены были покрыты шкурами животных Найдены каменные наконечники стрел, копья, ножи и топоры, костяные иглы и глиняная посуда Обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствовало о приручении лошади.
 

В Мангистау в местности Шебир археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины, покрыта орнаментом, напоминавшим гребень. Жители Шебира носили ожерелья из морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, а дырки просверлены сверлом.
 
Люди передавали свои знания через рисуночное письмо - пиктографию.
 
Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у людей, животных, растений; одна из начальных форм религии. Тотемизм - верой в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-либо животным, которое считалось родоначальником, покровителем рода В Северном Казахстане археологи обнаружили неолитическое погребение у села Железинка с сожжением (кремацией) трупа
 
Первобытные художники использовали охру и древесный уголь, изображая животных, сцены охоты. Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что свидетельствует о культе матери-земли, материнского рода
 
В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской, украшенные орнаментом из ямок и штрихов. В Центральном Казахстане, в Карагандинской области, обнаружена керамическая посуда, украшенная волнистым и геометрическим орнаментом.
ЭПОХА БРОНЗЫ (2800-900 Г. ДО Н.Э.)
 
Бронза - сплав меди и олова По подсчетам К.И.Сатпаева, в древности в Жезказганском регионе был добыт почти 1 миллион тонн руды, из которой получено более 100 тысяч тонн меди.
 
Во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы.
 
Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии - Андроновская, название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал до Енисея.
 
Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э. Названа она так по погребениям в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане.
 
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного ученого А.Х. Маргулана.
 
Поселение Аркаим находится на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России. Он относится к эпохе бронзы и является предшественником древних городов. Поселения по реке Ишим в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами.
 
Жилища андроновцев - полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Внутри был очаг из камня. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. К жилищу пристраивались загоны для скота На основании раскопок поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.
 
Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей. Земледелие играло вспомогательную роль. Выращивали пшеницу, просо, ячмень.
 

Горное дело и древняя металлургия играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.
 
Найдены сосуды с дырочками для отцеживания от творожной массы сыворотки, т.е. люди умели готовить сыр и творог. Глиняную посуду обжигали в специальных печах, украшали орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями.
 
Учеными изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад.
 
По антропологическому типу андроновцы были европеоидами.
 
Около трех тысяч лет назад произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке (добыче корма из-под снега). В эпоху бронзы был приручен верблюд в Центральном и Западном Казахстане.
 
Жилища и могильники отличаются крупными размерами, стены жилищ выстраивали плитами из камня. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами.
 

Медные и бронзовые серпы найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса
 
Начался распад первобытнообщинного строя. Матриархальная родовая община сменяется патриархальной, что связано с ростом роли мужчины в хозяйстве. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Кочевники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. В бегазы-дандыбаевскую эпоху стали появляться курганы где был похоронен один человек. Наличие богатых погребений говорит об имущественном неравенстве и социальном расслоении.
 
Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. В раннем периоде андроновской культуры покойника сжигали на костре, это связано с культом огня. Позже умершего клали в каменный склеп в скорченном
 
состоянии на боку.
 

Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги. Встречаются серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями.
 
Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Наскальные рисунки в местностях Тамгалы, Жасыбай. Хантау изображают архаров, оленей, верблюдов, танцующие человеческие фигуры. Излюбленным было изображение двугорбого верблюда. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.
 
Клыки диких зверей в ожерельях носили в качестве амулета У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания. а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п.
РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII-III В. ДО Н.Э.).
 
Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал траву, приходилось переходить на новые пастбища Скотоводы содержали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
 
Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - располагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища - кузеу.
 
Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
 
Юрта состоит из двух основных компонентов: кошмы для покрытия и деревянного каркаса Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка уыки - специальные жерди, навершие - шанырак.
ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
 
Железный век охватывает с VIII по VI века до н.э. В железном веке в результате распада родовой общины, на основе племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства
Саки
 
В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона.
 
Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами.
 
В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи
 
обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.
 
Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
 

Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству.
 
Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя.
 
Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы.
 
Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в битву».
 
Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.
 
Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей».
 

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области.
 
В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог.
 
В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню.
 
Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.
 
В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.
 
Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом.
 

С VIII века до н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма (каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим от злых духов.
 
Саки хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу. Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н.э.
 
Среди сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Его обнаружил археолог К. Акишев. В нем похоронен царевич 17-18 лет. 4000 золотых бляшек в виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий конусообразный головной убор. Серебряная чаша с надписью доказывает, что сакам была известна письменность. Это захоронение получило название «Золотой человек» и является уникальным памятником культуры саков.
Уйсуны
 
Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв.до н.э.-IVв.н.э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н.э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.
 
Их столица Чигучен или Читу (Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду .
 
Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывай 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.
 
Уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами.
 

Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ.
 
Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими шариками.
 
Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные украшения отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э.-II н.э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной.

Дата: 2012-03-26 Просмотров: 11462 Загрузок: 152 Язык: на русском языке

  • X
    Ваше имя:

    Ваш email: